<<<
interlibrary.narod.ru |
© Шлёнов А.Г. 2006
Международный клуб ученых
Памяти Стефана Маринова |
О ЧЕРТАХ СХОДСТВА МЕЖДУ РАЗНЫМИ
КОСМОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕОРИЯМИ
Используя многочисленные группы наблюдательных данных, (однородные в пределах каждой такой группы), можно получить не менее 10000 эмпирических зависимостей вида Z-N, Z-θ, m-Z, S-Z, S-N, m-N, S-θ, m-θ, θ-N (где S, m – плотности потока и звездные величины в разных полосах в диапазоне от радиоволн до гамма-квантов, θ – угловые размеры, Z – красное смещение, N - наблюдаемое число объектов), пргодных для тестирования любой достаточно разработанной космологической теории. Хорошо известны принципиальные различия между такими использемыми в космологии концепциями как классическая [ 1 ], фрактальная [ 2 ], релятивистская [ 3 ], квантовая [ 4 ]. Здесь я остановлюсь на некоторых удивительных чертах сходства между ними.
Основой любой космологии являются открытые в рамках классической системы мира закон Кеплера для освещенности и закон всемирного тяготения Ньютона [ 1 ] (см. рис.1):
Рис.1. Закон Кеплера и закон Ньютона по существу описывают встречно направленные и взаимно дополняющие процессы. где: G – постоянная Ньютона, L, M – светимость и масса объекта, Sbol, g – полная плотность потока энергии электромагнитного излучения и ускорение на расстоянии r. Связь между звездными величинами и плтностями потока дается формулой Погсона m=-2.5 lgS + C. где плотность потока в Янских; при этом С = 8.185 для полосы U. C = 9.118 для полосы B и так далее. В рамках любой системы мира закон Кеплера используется для определения расстояний астрономическими методами, а закон Ньютона при динамических расчетах космических систем. Поразительная аналогия между этими основополагающими законами позволяет предположить, что второй из них связан с «втеканием» энергии физического вакуума в любой объект, обладающий массой покоя, в то время как первый характеризует расход энерегии в виде излучения. На большой пространственно-временной шкале расход должен равняться приходу. На малой шкале необходимо учитывать, что энерговыделяющие ядерные реакции приводят к тому, что, к примеру, Солнце излучает в 25 раз больше энергии, чем получает из физического вакуума в виде П-фотонов (продольных фотонов де Бройля), а энергопоглощающие ядерные реакции приводят к тому, что Земля поглощает в 2 миллиона раз больше, Нептун в 200 тысяч, Сатурн в 100 тысяч, Юпитер в 30 тысяч раз больше, чем эти тела отдают в космическое пространство в виде «внутреннего тепла» [ 4 ]. Другой интересный результат можно получить на основе исследования уравнения (1), смотрите в следующем разделе, впервые предложенного Нейманом, затем Зелигером в рамках классической системы мира.
Стандартная релятивистская космология основана на решениях космогологического уравнения Эйнштейна
где P = R/c – космологический масштабный фактор, k – кривизна пространства, принимающая значения +1, 0 или –1; ρср(t) – зависимость средней плотности вещества от времени t; R – радиус гравитационного взаимодействия, равный радиусу Метагалактики; с – скорость света. Решения этого уравнения либо близкого к нему, содержащего космологический лямбда-член, при условии ρсрP3 = Constant, позволяют выполнять космологическое тестирование на основе определения свободных параметров, соответствующих разным группам наблюдательных данных. В случае k = -1 такое решение удобно представить в параметричекском виде с применением экспонент, гиперболического синуса для P, косинуса для t и тангенса для скорости расширения Вселенной [ 3 ]. В теории единого поля используется представление о том, что движущийся в свободном пространстве микрообъект на каждом отрезке, равном длине волны де Бройля, λ = h/p, теряет энергию h Н, равную энергии П-фотона, где p – импульс, h, H – постоянные Планка и Хаббла. Отсюда, используя соотношение для энергии фотона или нейтрино E = pc, можно получить дифференциальное уравнение
решение которого дает экспоненциальные зависимости
и, соответственно, логарифмическую зависимость расстояния от красного смещения r=Rln(1+Z). Но если микрообъект обладает массой покоя m0, тогда вместо E=pc необходимо воспользоваться более общим соотношением При этом нетрудно получить соотношения для энергии E частицы, ее испульса p и скорости v, содержащие гиперболические функции и экспоненты
, , . Эти же результаты для микрочастиц разного типа можно получить на основе не только квантовых, но и классических представлений, если тщательно рассмотреть все возможные решения уравнения Пуассона для гравитационного потенциала Ψ , приняв следующее: 1. , 2. Микрообъект движется в свободном пространстве, где ρ=0. 3. Микрообъект движется по прямой, откуда следует целесообразность рассмотрения уравнения Пуассона, записанного не в сферических, а в декартовых координатах. 4. Наконец, описание энергетического взаимодействия микрообъекта с «общим гравитационным полем» должно не зависеть от направления его движения, т.е. , Итак, мы имеем разнообразные космологические модели, две из которых описываются с использованием экспонент и гиперболических функций (табл.1) Таблица 1. Сходство и различие космологических моделей
В обеих моделях масса Вселенной – бесконечная величина. В математическом и даже в физическом отношении модели близки, поскольку импульс –вектор, т.е. пространствоподобная величина, энергия – скаляр, т.е. времяподобная величина. Поэтому тот, кто не владеет методами космологического тестирования, может ошибиться… в бесконечное число раз.
Согласно фрактальной системе мира [ 2 ], зависимость числа объектов N от расстояния r должна иметь вид: где D – играющая здесь роль свободного параметра фрактальная размерность, которая может принимать значения 3, 2 или 1. Но если под N понимать наблюдаемое число объектов, то случаи D=2 и 1 могут быть объяснены не неоднородным распределением объектов в крупных пространственных масштабах, а совместным влиянием ряда других факторов [ 4 ] и в первую очередь направленностью излучения активных объектов, характеризуемых, как установлено И.С.Шкловским, синхротронными спектрами излучения, а также направленностью излучения «космических лазеров». При этом зависимости произведений Sbol·N от r или от Z для разных типов излучателей должны быть одинаковыми (табл. 2), а сами эти произведения должны характеризовать среднюю мощность, излучаемую объектами данного типа в фиксированном объеме. Таблица 2. Исходные соотношения в функции расстояния.
Используя исходные
соотношения в функции расстояния или красного смещения, можно найти другие
зависимости для основных классов внегалактических объектов и даже для далеких
внегалактических лазеров, которые пока остаются гипотетическим классом
объектов. Разумеется, конкретные соотношения должны учитывать наблюдательные
эффекты селекции и содержать те или иные астрофизические поправки. Наличие в
выражениях для плотностей потока, объемной
плотности энергии и гравитационного потенциала затухающей экспоненты
показывает, что данная теория не отягчена фотометрическим, термодинамическим
и гравитационным парадоксами. В частности интегрирование по бесконечному
объему не приводит к бесконечным
значениям плотности энергии, потенциала, ускорения и других величин. Еще одной особенностью является то, что для
каждого типа излучателей (табл.2) теория единого поля дает однозначные
зависимости, не содержащие параметров типа
k или D. Тестировать эту теорию просто. Не ключ ли это к
надписям на Розетском камне?
Надписям, горящим а безднах пространства и времени. Надписях на трех языках:
ЛИТЕРАТУРА 1.
Ньютон Исаак. Математические начала натуральной
философии. М. 1989.
|