Вольвак Н.П.

 канд. филол. наук,
доцент кафедры русского языка СахГУ

 

Активные процессы в области современного ударения

 

Процессы демократизации и либерализации, происходящие в нашем обществе, находят отражение в языке. Для использования русского языка в последние годы характерна установка на раскованность и свободу, которая чаще всего сопрягается с отрицанием «унифицированного» и «мумифицированного» русского языка эпохи тоталитаризма. Разгул свободомыслия выразился в тезисе: было бы что сказать, а как сказать – дело десятое. С одной стороны, это привело к ухудшению качества речи большинства носителей русского языка. С другой стороны, экстралингвистические особенности языкового бытования создали благоприятные условия для расширения границ литературного языка, изменения его состава, его норм.

Хотя языковые изменения являются закономерным процессом, специалисты считают, что наблюдаемая динамика намного превышает нормативные темпы развития языка, поэтому появилась опасность нарушения преемственности языковых традиций.

По данным исследований последних десятилетий, одним из наиболее слабых звеньев в  речи россиян является ударение.

Этот вывод подтверждается данными проведенного нами анализа акцентологических ошибок в речи школьников, студентов, воспитателей, преподавателей, телеведущих, госслужащих и других представителей  Южно-Сахалинска.

Процессы, происходящие в области акцентологии, в первую очередь принято объяснять небрежностью и малограмотностью, что верно только отчасти. По нашим наблюдениям, среди лиц, допускающих акцентные ошибки, довольно много высокообразованных людей. Многие факты ненормативного ударения вполне объяснимы, если их рассматривать в русле общих тенденций развития современной акцентологической системы. Покажем это на примере развития глагольного ударения.

 По нашим данным, в речи южносахалинцев массовый характер имеет ошибочное ударение в некоторых группах глаголов с подвижным ударением в формах прошедшего времени: Эта дама была из одной команды, мужчина – из другой (Вечер отдыха, 20.12.99, речь хореографа); Комиссия решила, что иркутский проект лучше, и избрала его за основу (Областная Дума, 17.12.98, речь депутата); Собрались под одну крышу люди, уже занимающие какую-то политическую нишу (Заседание участников политдвижения, 27.12.98, речь архитектора); Художники собрались в мастерской (Фестиваль детской прессы, 26.11.98, речь одиннадцатиклассника); С какой целью была поставлена эта задача? (Областная Дума, 11.10.2000, речь депутата); У нас была программа по обеспечению района питьевой водой (Областная Дума, 3.12.98, речь депутата).  

Перенос ударения на корневую часть во всех приведенных примерах происходит в соответствии с общей тенденцией  к закреплению неподвижного ударения в глаголах. Процесс этот происходит медленно, действие его избирательно, но направление вполне определенно. Это немногочисленная, но очень употребительная в живой речи группа глаголов русского происхождения типа быть, брать, плыть. Всего в русском языке насчитывается около тридцати таких бесприставочных глаголов (с приставками – около 280). Процесс закрепления ударения на корне значительно быстрее происходит у глаголов брать, врать, гнать, ждать, звать, рвать, спать и их производных, причем ударение переносится как с окончания, так и с приставки: За все годы мы не собрались за праздничным столом (СахТВ, передача «Примите поздравления», речь телеведущей); Счетная палата деньги забрала и дала детям (СахТВ, 22.12.98, речь депутата Государственной Думы); Совет по содействию культуре заявил: «Вот собрались, решаем такие-то вопросы (22.11.99, речь главного редактора газеты); Вот для чего мы сегодня собрались? (СахТВ, передача «Зеркало», 15.10.98, речь депутата Областной Думы); Она его до обеда прождала (Из разговора, 19.10.2003, речь женщины); А мы их ждали, ждали, так и не дождались (Из разговора, 12.07.2002, речь пожилой женщины); Вот создали ассоциацию малого предпринимательства (СахТВ, 10.07.98, речь тележурналиста); Это русский народ создал сказочки такие (Детский сад,  10.12.98, речь воспитателя); Бежала, бежала, собаку не догнала (Детсад, 13.12.98, речь учителя начальных классов); Раз Женя оторвала лепесток, то ей и задание выполнять (Детсад, 10.11.98, речь учителя начальных классов); Мне недавно задали вопрос: а не съест ли шельф все деньги? (Областная Дума, 17.12.98, речь депутата); Наталья Ивановна свою кандидатуру отозвала (Областная Дума, 3.12.99, речь депутата); Если задание комиссии сорвалось, его надо переносить (Областная Дума, 17.12.98, речь депутата).

В глаголах, производных от быть, вить, дать, жить, клясть, лить, пить, плыть, а также в глаголах, образованных от основ на -ня, -ча, самостоятельно не употребляемых, ударение на приставке сохраняет более устойчивый характер, хотя и в этой группе глаголов наблюдается значительное число отклонений от нормативного ударения: в инфинитиве ударение ошибочно переносится на приставку, а в форме мужского рода, наоборот, на корень: Я предлагаю принять закон, который предлагает нам господин губернатор (Областная Дума, 3.12.98, речь депутата); Ты руку поднял, значит, нужно отвечать (Школьный урок, 2.04.2002, речь учителя математики).

В производных глаголах от брать, звать, рвать и т. п. перемещение ударения с приставки на корень в формах мужского рода, среднего рода и множественного числа обусловлено общей тенденцией к «выравниванию» ударения приставочных глаголов по основному. Этот процесс начался уже в первой половине ХIХ века, проходит медленно, но верно.  В глаголах же, образованных от основ на я, -ча, перемещение ударения в инфинитиве на префикс исследователи отмечают как новшество в ряду подобных изменений, возникшее в массовом употреблении только в начале 80-х годов: начать, занять, принять, прибыть  [Воронцова, 310].

 В формах женского и  среднего рода   ударение также нарушается: Корейское правительство, которое приняло  решение переселить сахалинских корейцев, построило для них пансионат (СахТВ, 10.03.99, речь тележурналиста); Вот начала говорить Алина, а ты продолжай (Детский сад, 9.12.98, речь воспитателя); Ты, Януша, поняла, а ты, Коля, понял? (Урок русского языка, 18.05.96, речь учителя русского языка).

В современном языке почти исчезло ударение на частице я, которое было издавна свойственно глаголам рассматриваемой группы в форме мужского рода. Такое ударение считается нормативным теперь только у нескольких глаголов: начался, принялся, занялся. В остальных случаях, даже при наличии допустимых вариантов, такое ударение оценивается как устаревающее: звался, предался.  Наш материал показывает, что исчезновение ударения на частице я  свойственно всем глаголам этой группы: Прошло много лет, как начался процесс, называемый перестройкой (Сахалинское радио, 10.03.99, речь тележурналиста);  Этот разговор только начался, это еще не окончательное решение (Школа, беседа с родителями, 11.10.2000, речь завуча); Урок у нас уже начался, мы работаем (Школьный урок, 4.09.2003, речь учителя начальных классов); Ну, все, начался год, хочется что-то обновить (Сахалинское радио, реклама, 3.02.99); Ты бы лучше уроками занялся, чем в Интернете сидеть (Из разговора, 10.04.99, речь мужчины средних лет).

По нашим наблюдениям, в глаголах занялся, начался, принялся в форме мужского рода ударение на постфиксе я в речи жителей г. Южно-Сахалинска почти не встречается.

В остальных формах глаголов этой группы наблюдается перенос ударения на основу с аффиксального гласного: Утром у меня давление поднялось (Из разговора, 12.11. 2001, речь женщины средних лет); Вся наша диаспора снялась в Австралию (Из разговора, 01.11.98, речь мужчины средних лет); Идея не привилась и на Западе (СахТВ, «круглый стол», 23.11.98, речь преподавателя вуза); В то время, когда начались беспорядки…(СахТВ, «круглый стол», 23.11.98, речь преподавателя вуза); Я все еще не собралась заняться этим (Детский сад, 10.12.98, речь воспитателя); Родителей я так и не дождалась (Из разговора, 12.05.2001, речь женщины средних лет).

Из глаголов с колебанием ударения в формах настоящего и будущего времени наиболее частотна группа глаголов с формой инфинитива на ть. Ударение в этой группе по преимуществу неподвижное и распределяется между двумя типами неподвижного ударения – на основе (строить, строю, строит) и на окончании (тормозить, торможу, тормозишь). Глаголы с подвижным ударением в этой группе немногочисленны, но в процессе развития литературного языка наблюдается пополнение этой группы (ходить, хожу, ходит). В некоторых глаголах подвижное ударение становится нормой, в других случаях остается за пределами литературного языка: Нас они не посчитали нужным уведомить (Заседание участников политдвижения, 27.12.98, речь депутата); Вы не могли бы ручку одолжить? (Из разговора на почте, 2.12.2001, речь мужчины средних лет); Нужно правильно расположить под каждым квадратиком по одному кружочку (Детский сад, 12.12.98, речь воспитателя); Я забыла ручку положить в сумку (Школа, 10.10.99, речь ученицы 7-го класса); В бюджет заложили пять процентов областных средств (Областная Дума, 4.11.98, речь председателя комиссии); Мы можем эти протоколы положить в долгий ящик (Областная Дума, 7.12.98, речь депутата).

По нашим данным, наиболее частотно ошибочное ударение в глаголах положить, включить, звонить, углубить, облегчить: Он говорит: «Сейчас позвоним» (Из разговора, 19.10.2003, речь женщины средних лет); Позовите майора Пиликина, ему звонят (15.03.99, речь солдата); Он мне позвонит только завтра (Из разговора, 27.12.99, речь молодого мужчины); Если книги в библиотеке положить в одну кучу, не разберешься; Чтобы облегчить жизнь людям, которые не умеют рисовать, в компьютер ввели символы (Курсы по информатике, 11.02.99, речь преподавателя информатики); Мы тоже  включимся в это движение (СахГУ, 01.03.2002, речь преподавателя).

  Колебания ударения в представленной группе глаголов обусловлены двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, регрессивным ударением в таких глаголах, как дружит (вм. дружит), изменит (вм. изменит), с другой стороны, прогрессивным ударением в таких глаголах, как приструнит (вм. приструнит), прислонит (вм. прислонит).

Таким образом, колебание ударения во многих случаях – это не  только следствие орфоэпической безграмотности или дурного вкуса. Наличие ошибок может свидетельствовать либо о противоречиях во внутренней системе литературного языка, либо о воздействии внешних факторов. Швейцарский ученый Анри Фрей в 1929 году писал в составленной им «Грамматике ошибок» о том, что многие ошибки закономерны и подсказываются аналогией или другими системными проявлениями живого языка. Поэтому к оценке спорных фактов современной речи нужен сознательный и осторожный подход.

 

Адрес СахГУ: 693008, Южно - Сахалинск, ул. Ленина, 290. Телефон приемной 42-43-57

 

Copyright © 1998-2004 Сахалинский государственный университет. Рег. ном.: 0320301038

 

 

 

 

 

 

заправка картриджей. выбор форех платформы
Сайт управляется системой uCoz