<<< Interlibrary

 

 

Евгений ФЕДОСОВ

Академик

Директор Государственного научно-исследовательского института авиационных систем

 

 

Авиация в 21 веке

("Вестник Авиации и Космонавтики". весна. 1999 г)

 

 

·  Говоря о военной авиации, мы имеем в виду Военно-воздушные силы, а также армейскую и морскую авиацию. ВВС включают дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и вспомогательную (самолеты ДРЛО, радиолокационного наблюдения, радиоэлектронной борьбы, воздушные командные пункты и т.п.) авиацию.

·  Дальняя авиация включает стратегические самолеты, являющиеся составной частью ядерной стратегической "триады", а также бомбардировщики средней дальности. Стратегические бомбардировщики обладают уникальными качествами, которых не имеют другие компоненты стратегических ядерных сил. В случае угрозы ядерного удара самолеты могут быть подняты в воздух в ожидании дальнейших команд: нанести удар по противнику или вернуться на аэродром базирования. Это предоставляет политическому руководству страны дополнительное время для оценки обстановки и принятия оптимальных решений.

·  Реальности нашей экономики вряд ли позволят до 2010-х годов осуществлять закупки новых стратегических самолетов. Поэтому совершенствование дальней авиации будет вестись в направлении оснащения бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160 новым БРЭО и высокоточными крылатыми ракетами нового поколения, обладающими большой дальностью и малой радиолокационной заметностью. Такие КР, имеющими как ядерное, так и неядерное снаряжение, значительно повысят потенциал Дальней авиации, придадут ей принципиально новые возможности, увеличат гибкость боевого применения ДА.

·  Станет возможным дозирование мощности воздействия на противника, нанесение на начальном этапе конфликта "скальпельных" ударов по особо чувствительным элементам его инфраструктуры - штабам, командным пунктам, узлам коммуникаций, центрам ПВО и т.п. Это продемонстрирует нашу возможность и решимость в случае дальнейшей эскалации конфликта перейти к массированному поражению военных и гражданских объектов на территории противника и поставит его политическое руководство перед выбором - сесть за стол переговоров или понести неприемлемые потери,

·  При разработке перспективного стратегического бомбардировщика, который должен прийти на смену существующим самолетам после 2015 года, не следует слепо копировать американский опыт. Российской стратегической авиации вряд ли нужен самолет типа бомбардировщика Нортроп В-2А, который создавался для решения конкретной задачи - обнаружения и уничтожения советских мобильных ракетных комплексов типа "Тополь". У США нет ракет, подобных нашим "Тополям".

·  Задачи, возлагаемые в настоящее время на бомбардировщики средней дальности Ту-22МЗ в дальнейшем, вероятно, перейдут к многофункциональным ударным самолетам Су-27ИБ, Создание среднего бомбардировщика нового типа в обозримом будущем маловероятно по экономическим причинам.

·  Основа ВВС - фронтовая авиация. В настоящее время она оснащена, в основном, боевыми самолетами четвертого поколения - фронтовыми бомбардировщиками Су-24М, штурмовиками Су-25, а также фронтовыми истребителями Су-27 и МиГ-29. ПВО территории страны обеспечивают тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31. Такая структура самолетного парка сложилась еще в период существования организации Варшавского договора, противостоящего военной структуре НАТО. Тогда в качестве основного сценария неядерного вооруженного конфликта в Европе рассматривались крупномасштабные боевые действия от Баренцева моря до Испании, Ставка на массированное применение авиации обусловила создание (как у нас, так и в США) специализированных боевых самолетов, оптимизированных длн решения конкретных задач. Такой подход в те годы был вполне экономически оправдан.

·  Однако сегодня ситуация стала иной: распад Варшавского договора, а затем Советского Союза в корне изменили соотношение сил в мире. Для нынешней России противоборство с НАТО в обычном вооруженном конфликте - дело малоперспективное вследствие разницы в экономических потенциалах. Эффективное сдерживание военной угрозы с Запада может быть достигнуто только с помощью ядерного оружия, используя которое даже относительно слабая сторона имеет равные шансы в противоборстве с сильнейшим противником. В этом контексте следует рассматривать и отказ России от обязательства не применять первой ядерного оружия.

·  В то же время резко усилилась вероятность возникновения вооруженных конфликтов на южных и восточных рубежах страны, где у России нет достойных соперников в воздухе. В связи с этим возросла потенциальная потребность в многофункциональных ударных самолетах.

·  Требования многофункциональности перспективных боевых самолетов обусловлены и возросшей неопределенностью возможных военных угроз для России (в прежнем двухполярном мире противники и союзники были очерчены вполне конкретно). Увеличение потребности в универсальных боевых самолетах для фронтовой авиации продиктовано также кризисным состоянием экономики страны, не дающей возможности в массовом порядке закупать специализированные авиационные комплексы.

·  В 1980-х годах в нашей стране и в США начались работы над истребителями пятого поколения. Эти относительно тяжелые (взлетная масса порядка 30 т) самолеты были ориентированы, в первую очередь, на решение задач по завоеванию господства в воздухе в условиях крупномасштабной европейской войны. Американский F-22 "Рэптор" предназначался для нейтрализации советского Су-27, а наш МФИ должен был, в свою очередь, противодействовать F-22. Американцы успели создать и довести до стадии летных испытаний свой истребитель и начать подготовку к его серийному производству а работы над российским аналогом "Рэптора" по экономическим причинам затянулись и официальная выкатка прототипа МФИ состоялась лишь в 1999 году

·  Однако в настоящее время приоритеты в области военного самолетостроения изменились. Снижение угрозы возникновения широкомасштабной войны снизило и потребность в тяжелых и дорогостоящих истребителях (в настоящее время планы МО США предусматривают закупку до 2011 года лишь 339 "Рэпторов" и весьма вероятно, что это число в дальнейшем станет еще меньше). Потенциальная потребность в российских самолетах типа МФИ тоже невелика: их высокие характеристики в полной мере могут быть реализованы лишь в борьбе с самолетами типа F-22, для других противников их потенциал явно избыточен.

·  В то же время применительно к истребителям пятого поколения усилилось значение экономических факторов: резкое сокращение государственного финансирования, поставившее под угрозу саму возможность сохранения технологической основы для воспроизводства боевых самолетов, обусловило возрастание роли экспорта авиационной техники. Бывшие союзники избрали другую политическую ориентацию, часть прежних импортеров (например, Ирак) оказались утерянными по другим причинам. Сегодня основными покупателями российских боевых самолетов являются Индия и Китай.

·  Но эти страны активно развивают собственную авиапромышленность, претендуя в следующем десятилетии на полноправное членство в "клубе производителей истребителей". В перспективе с Китаем и Индией на первое место, очевидно, выйдут партнерские отношения, реализуемые в совместных разработках, а прямые закупки больших партий российской техники будут сокращаться. В этих условиях наша страна неизбежно вынуждена будет вступить в борьбу за уже поделенные западными странами рынки (Ближний Восток, Латинская Америка).

·  Россия попытается вернуться и на практически потерянный сегодня восточно-европейский авиационный рынок. Поэтому перспективный боевой самолет должен удовлетворять не только требованиям российских ВВС, но и представлять интерес для потенциальных зарубежных заказчиков.

·  Анализ показывает, что подавляющее большинство ВВС зарубежных стран заинтересовано, в первую очередь, в самолетах класса "легкий истребитель" (взлетной массой не более 20 т), тогда как рынок тяжелых истребителей (25-30 т) крайне ограничен. Единственный летающий в настоящее время истребитель пятого поколения F-22 "Рэптор" из-за своей невероятно высокой стоимости (более 100 млн. долл.) вряд ли поступит на вооружение ВВС какой-либо другой страны, кроме США. Основной американский экспортный самолет - легкий истребитель Локхид Мартин F-16, созданный в 1970-е годы, вскоре "сойдет со сцены", уступив место самолету Боинг F/ A-18E/F "Супер Хорнет". Продолжатся поставки модернизированных вариантов французского истребителя Дассо "Мираж"2000.

·  В то же время экспортные возможности таких машин, как Евро-файтер EF 2000 "Тайфун" и Дассо "Рафаль", очевидно, будут ограничены из-за их высокой стоимости при отсутствии сколько-нибудь существенных преимуществ перед модернизированными истребителями четвертого поколения США и России. В начале 2010-х годов должны начаться первые экспортные поставки американского легкого многоцелевого истребителя пятого поколения JSF.

·  Исходя из вышесказанного, России к концу следующего десятилетия требуется, в первую очередь, многоцелевой легкий (взлетная масса 16-20 т) истребитель, удовлетворяющий как "внутренним", так и экспортным требованиям. Боевые характеристики этой машины должны позволить ей уверенно "бить" своего основного конкурента - истребитель JSF, Современный уровень российской авиационной промышленности позволяет решить поставленную задачу Легкий фронтовой самолет (ЛФС) должен представлять собой компромисс между требованиями достижения высоких тактико-технических характеристик, маневренности и заметности: нельзя выпячивать какое-либо одно свойство в ущерб остальным. Облик самолета окончательно еще не определился, как не определился он и в США применительно к программе JSF.

·  Однако уже сейчас с большой долей определенности можно сказать, что ЛФС будет иметь силовую установку состоящую из одного двигателя АЛ-41Ф. Следует отметить, что однодвигательная силовая установка применялась на подавляющем большинстве отечественных фронтовых истребителей и истребителей-бомбардировщиков первого, второго и третьего поколений. Один двигатель имеет и самый в массовый в мире истребитель четвертого поколения Локхид Мартин F-16.

·  В отличие от американского истребителя JSF, создающегося одновременно в вариантах как с горизонтальным взлетом и посадкой, так и с коротким взлетом и вертикальной посадкой, российский истребитель будет иметь лишь обычный взлетно-посадочный режим. В то же время будут приняты серьезные меры по улучшению его взлетно-посадочных характеристик (более эффективная механизация, "прыжковое" шасси и т.п.).Основные усилия разработчиков истребителя пятого поколения сосредоточены на его "интеллекте". Бортовой радиоэлектронный комплекс ЛФС будет включать многофункциональную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Многоканальная БРЛС должна обеспечить круговой обзор в горизонтальной плоскости и пуск ракет с радиолокационной системой наведения как в переднюю, так и в заднюю полусферу БРЛС будет дополнена комплексом оптических датчиков.

·  Самолет должен действовать в информационном поле, получая тактическую информацию от наземных, воздушных и космических средств (параллельно с новым истребителем будет создан и самолет радиолокационного наблюдения и оповещения - аналог американского самолета J-STARS). Применение единой трехмерной цифровой картографической базы с наложенной на нее информацией о тактической обстановке и современных средств цифрового обмена информацией, аналогичных американской системе JTIDS, позволит создать разведывательно-ударный комплекс, одним из элементов которого станет легкий фронтовой самолет. Российский легкий истребитель пятого поколения по возможностям бортовой РЛС, BLIBM, оптических систем, не должен уступать американскому самолету JSF. Такая задача нашей промышленности под силу однако перед создателями авиационной электроники стоит ряд сложнейших технологических барьеров в области цифровых и высокочастотных схем, жидкокристаллических матриц, матриц тепловизионных устройств. Потребуется освоение технологий

·  Таковы основные направления развития отечественной военной авиации на обозримую перспективу Сейчас еще рано говорить о конкретном облике боевых летательных аппаратов шестого поколения, Речь может идти лишь о фундаментальных исследованиях, направленных на создание базовых технологий, позволяющих создать летательные аппараты будущего, исходя из конкретных оборонных потребностей второй четверти XXI века. Однако уже сейчас можно предположить, что с развитием космических информационных систем, позволяющих в реальном масштабе времени "заглянуть" в любую точку земного шара, произойдет отказ от тяжелых носителей оружия (как авиационных, так и морских), которые нужны сейчас для того, чтобы приблизить оружие к театру боевых действий и, разобравшись на месте, поразить конкретные цели. Пуск оружия в заданную точку станет возможным с собственной территории. Очевидно, возрастет роль беспилотных летательных аппаратов многоразового использования.

 

 

<<< Interlibrary

 

попробуй касперский удобный и быстрый антивирус. Бытовая техника в киеве Интернет магазин техника цена.
Сайт управляется системой uCoz