<<< Титульный

 

 

<<< Назад

 

Далее  >>>

 

Г.А.Рябинин  ТАЙНЫЕ ГРАНИ  ЭВОЛЮЦИИ.  ОСНОВЫ КОСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

Раздел 2

                                        

ЧАСТЬ 2

 

 НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ РАССУЖДЕНИЯ

ОБ ИСТОКАХ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ

 

     Вернемся ненадолго в прошлое, когда 15 (по некоторым данным 20) млрд. лет назад очередной Большой взрыв (в бесконечном Космосе) положил начало новой свертывающейся вихреторовой энергетической структуре - нашей Вселенной, которая пройдя отпущенный ей ряд пульсаций во времени в конечном итоге коллапсирует, порождив мощные квазисферические гравитационные волны (инициируя тем самым вероятность другого Большого взрыва, но уже в другом месте и в другое время). Итак, появилась новая Вселенная, началось высвобождение скованной притяжением материи, сопровождающееся огромными выбросами и вещества и квантов электромагнитного излучения.

     Через несколько миллионов лет  сложились объективные условия для начала эры звезд (продолжающейся, кстати, до сих пор). Здесь, как мы уже отмечали ранее, видимо, и надо искать истоки зарождения жизни.

     В 1987г. аппаратура НАСА зафиксировала, что при вспышках сверхновых звезд в космическое пространство выбрасывается более 90 элементов таблицы Менделеева (включая углерод). Протовещество под действием гравитационных и электромагнитных воздействий вихреторовой структуры Вселенной разрывалось на части, уплотнялось и свертывалось в достаточно плотные газопылевые облака. То, что такие облака существуют, наглядно демонстрируют снимки галактик, видимых с торца.  Это же газопылевое вещество служит и источником бесчисленных астероидно – кометных  тел, сосредоточенных в спиральных рукавах галактик.

 

1.      «ФАБРИКИ» ПРОТОКЛЕТОК И КОСМИЧЕСКАЯ  ТРАНСПОРТИРОВКА ПРОДУКЦИИ.

 

     Во всех ли первоначально образовавшихся галактиках и звездных системах нашей Вселенной заработали эти первые «фабрики» наука пока не знает, но то что эти «фабрики» работали и работают сейчас (в зонах образования сверхновых) можно судить по тому факту, что в последние десятилетия (в связи с интенсивным развитием космической техники) в составе комет (периодических и падающих) и межзвездной среды обнаруживают все больше органических молекул. Так, например, комета Хейла-Боппа была изучена достаточно тщательно. По сообщениям  Центра Годдарда НАСА, инфракрасный телескоп позволил обнаружить в ее составе этан, ацетилен, метил, спирт, формальдегид, метан, цианид водорода и признаки аминокислот. Это еще раз подтверждает теорию панспермии, предложенную в 1908г. С.Аррениусом. Горячими сторонниками идеи о странствующих в космосе «спорах жизни» были также прославленный физик Г.Гельмгольц и профессор университета Глазго лорд Кельвин. Современное звучание этой концепции придал нобелевский лауреат Френсис Крик. Суть в том, что у всех земных организмов генетический код сходен, что безусловно говорит еще раз в пользу этой гипотезы. В 1953г. Д.Уотсон и Ф.Крик установили, что огромные молекулы ДНК представляют собой двойную закрученную спираль, соединенную своеобразными «перекладинами». К.Уойз (Иллинойский университет) датировал их возрастом 3.5-4.0 млрд. лет. Эти ископаемые организмы уже тогда являлись многоклеточными, а значит, с точки зрения эволюции был пройден огромный путь (только где?).

     Кто же конкретно мог доставить на Землю «споры жизни» - протоклетки и протоорганизмы? Конечно метеориты. Не секрет, что ежедневно на нашу Землю выпадает до 400 т метеоритов и космической пыли (14.4 млрд. т за столетие). Лучшим «хранилищем» метеоритов по праву считаются льды Антарктиды. Так за последние три десятка лет там найдено более 15 000 метеоритов. Примерно  90% всех каменных метеоритов по составу можно отнести к хондритами, среди которых стоит особенно выделить группу углистых  хондритов, богатых органическим веществом. Они очень хрупки, плохо сохраняются и ценятся как величайшая редкость: во всем мире их собрано всего лишь несколько десятков. Понятно, что последние представляют для теории панспермии особый интерес. По существу, впервые о находках органики и следов окаменелостей в метеоритах сообщалось еще в 1806г. В конце IХХв. появилось большое сочинение д-ра Гана, в котором описывалось, как путем микроскопического исследования он обнаружил присутствие в углистых метеоритах следы различных окаменевших организмов, близких к земным (губки, кораллы, морские лилии и т.п.). Метеорит, упавший в Швеции в 1925г., также содержал внутри микроскопических «морских» раковин и животных, напоминающих трилобитов.

     В августе 1983г. журнал «Scientific American» сообщил, что в метеоритах, обнаруженных еще в 1977г. в Антарктиде, найдены нуклиотиды. Радиоуглеродное датирование метеоритов показало, что их возраст составляет 4.5-4.7 млрд. лет. Причем исследователи этих углеродистых хондритов Р.Льюис и Э.Андрес отмечали, что они включают чуждый Солнечной системе материал, в частности вещество, выбрасываемое сверхновыми звездами и содержат целый набор аминокислот. В метеоритах «Ефремовка» и «Мучинсон», изученных московской группой А.Розанова из института палеонтологии РАН были обнаружены органические окаменелости в виде фоссилизированных останков цианобактерий и грибов, имеющих сложную эукариотическую клетку – почти такую же, как у человека. Возраст этих метеоритов оценен в 4.5 млрд. лет (а ведь Земли тогда как таковой еще небыло!). Все это, наряду с последними находками, сделанными в марсианских метеоритах американскими учеными существенно повышает вероятность явления панспермии и соизмеримости длительности существования жизни на Земле с возрастом нашей планеты (подтверждение идей С.Аррениуса, Г.Гельмгольца, В.И.Вернадского, Л.С.Берга и многих др.). Поэтому сейчас с полной ответственностью можно говорить, что за транспортировку и «рассеивание»  жизни во Вселенной (в том числе и в Солнечной системе) ответственны  вечные космические странницы – кометы и метеорные потоки.

 

2.      КОМЕТЫ И МЕТЕОРНЫЕ ПОТОКИ – ПРЕДВЕСТНИКИ (СЕЯТЕЛИ) ЖИЗНИ В ПЛАНЕТАРНЫХ СИСТЕМАХ.

 

     Кометы, вообще, принадлежат к числу наиболее удивительных и в то же время малоизученных  космических тел. Неожиданное появление, сложная форма, быстрые изменения и последующее исчезновение – все эти явления с древних времен возбуждали всеобщий интерес и требовали объяснений. Размеры их колоссальны; хвосты тянутся на сотни миллионов километров, а поперечник головной части нередко превышает диаметры Солнца и звезд. Но, несмотря на такие исполинские размеры, массы комет ничтожно малы. Основная масса здесь сосредоточена в ее сравнительно небольшой твердой части – ядре. По последним данным ядра комет – ледяные глыбы из смеси замерзших газов (метана, аммиака, углекислого газа и др.) и обычного водяного льда, включающие в себя в качестве примесей многочисленные тугоплавкие твердые частицы металлического и каменистого характера. Когда комета приближается к Солнцу, ее ядро нагревается и замерзшие газы, возгоняясь, образуют голову и хвост.

     Мы уже отмечали, что в условиях Космоса постоянно идет синтез весьма сложных органических соединений (до аминокислот и даже простейших организмов). В этом еще раз убеждают недавние эксперименты американского исследователя Р.Берджера. С помощью ускорителя элементарных частиц он обстреливал (бомбардировал) протонами смесь метана, аммиака и воды, охлажденную до –2300С. Спустя всего несколько минут в этой ледяной смеси были обнаружены такие сложные органические соединения, как мочевина, ацетамид, ацетон и др. В этих опытах ученый, в сущности, моделировал условия межпланетного пространства; поток протонов имитировал космическое излучение, а смесь метано-аммиачных и обычных льдов – кометное ядро.

     Другой известный американский биохимик М.Калвин бомбардировал потоком быстрых электронов смесь водорода, метана, аммиака и водяных паров. В этих экспериментах был получен аденин – основа для построения нуклеиновых кислот, без которых немыслимы белковые формы жизни. Создается впечатление, что в Космосе из неорганических веществ и неорганическим путем создаются высокомолекулярные белковые соединения – «полуфабрикаты» возможной будущей жизни.

     Межпланетное пространство, как мы теперь понимаем отнюдь не пустое. В гравитационных и электромагнитных полях Вселенной кроме комет движется еще неисчислимое количество различных метеорных тел и космической пыли (от десятков сантиметров, метров и даже километров в поперечнике и весящих килограммы, тонны и даже миллионы тонн, до мельчайших пылинок, невидимых простым взглядом). Причем, чем меньше метеорные тела по размерам, тем больше этих тел в межпланетном пространстве. И если крупные метеорные тела – сравнительная редкость, то космическая пыль, образно говоря, обволакивает и галактики и звезды и планетарные системы (где они есть). То есть планеты нашей Солнечной системы движутся в огромном пылевом облаке. В окрестностях планет, в частности и Земли, плотность космической пыли значительно возрастает и близка к 2000 частиц в 1 км3. Масса подавляющего большинства этих частиц очень мала и измеряется десятыми и сотыми долями грамма.

     Все метеорные тела, например в Солнечной системе, имеют самую различную природу; это и «неиспользованное» при формировании планет протовещество, и остатки распадающихся или распавшихся  комет (бывших изначально постоянными спутницами Солнца или случайно когда-то попавших в поле его притяжения), и молчаливые свидетели разыгрывавшихся в древности планетарных и межпланетарных катаклизмов и т.д. Различны они и по своему составу, и по строению: железные (сидериты), каменные (аэролиты) и железо-каменные (мезосидериты). Все эти метеорные тела встречая на своем пути планеты, в том числе и Землю, обрушиваются на них (это видно по бесконечному числу кратеров на всех планетах и особенно их спутниках, лишенных атмосферы). Этому содействует, естественно, притяжение планет, чем объясняется и большая концентрация космической пыли в их окрестностях. Причем, помимо отдельных метеорных тел вокруг нашего Солнца движутся целые их «рои», так называемые метеорные потоки. Они имеют весьма различную структуру: одни из них компактны, т.е. основной рой метеорных частиц занимает сравнительно небольшой объем порядка (20¸30)1015 км3 и ширину всего несколько десятков тысяч километров, другие, как правило старые, растянуты почти вдоль всей своей орбиты и ширина их потока измеряется уже десятками миллионов километров. Интенсивность падения метеоритов на Землю зависит от многих причин, главная – проход планеты через метеорные потоки и главный рой. Так в 1961г. Земля встретилась с главным роем Персеид (радиант в созвездии Персея), который вызвал обильный «звездный дождь» в атмосфере, а в 1966г. – великолепный «звездный дождь» вызвал проход  Земли через поток Леонид ( радиант в созвездии Льва), где  число сгораемых в атмосфере метеоритов за час достигало 70 000 (17 ноября).

     В 1960г. на Международном симпозиуме по изучению космического пространства М.Калвин и С.Вон представили доклад «Внеземная жизнь. Некоторые органические составляющие метеоритов и их значение для возможной биологической эволюции вне Земли». Американские исследователи выпаривали из образцов углистого хондрита летучие вещества, которые затем пропускали  через масс-спектрометр. В этих экспериментах определялась относительная масса неизвестных молекул, а кроме того, исследовались инфракрасные и ультрафиолетовые спектры экстрактов углеродных соединений метеоритов.  Результаты получились ошеломляющими.

     Из углистого хондрита удалось выделить вещество, как две капли воды похожее на цитозин – одно из четырех оснований носителей «кода жизни» в молекуле ДНК. Нашли в метеорите и смесь углеводородов, похожую на нефть.

     В 1961г. в Нью-Йоркской Академии наук обсуждалась работа трех американских химиков – Г.Надя, Д.Хенесси и У.Майнтайна. Им удалось выделить из углистых хондритов набор парафинов, весьма похожий на тот, который входит в состав пчелиного воска. В том же году Г.Надь и Д.Клаус при исследовании образцов четырех углистых хондритов обнаружили так называемые «организованные элементы», внешне очень напоминающие земные ископаемые микроскопические водоросли. А в 1962г. ленинградский геолог Б.В.Тимофеев из метеоритов «Саратов» и «Мигеи» выделил спороподобные образования. Они представляли собой крошечные (10-60 микрон) почти сферические оболочки, причем наблюдались даже круглые отверстия – устьица, характерные для некоторых земных одноклеточных водорослей.

     Как отмечалось выше, возраст многих «сенсационных» метеоритов составляет 4.5 и более млрд. лет. Значит, все что они принесли, появилось еще до появления планет, как таковых (или когда здесь шли еще протопланетные процессы). И с этим нельзя не считаться.  Поэтому, ни с Марса, ни с Венеры, ни с какой другой планеты Солнечной системы мы на Земле не получали  «первичную жизнь». Все планеты в более или менее равной степени после их образования были засеяны ею, из Космоса, в виде белковых «полуфабрикатов» и простейших организмов. Вопрос в том, смогла ли материя на той или иной планете продолжить свою эволюцию или этот процесс на большинстве планет (и их спутниках) пройдя определенный этап развития просто был дальше невозможен.

     На это указывает и тот факт, что многие биологические находки в углистых метеоритах, как отмечает большинство исследователей, нельзя отнести ни к одной группе (даже давно вымерших) простейших организмов планеты. Значит фабрики «протоклеток» в Космосе производили и производят продукцию в более широком ассортименте. И может быть, нам всем просто повезло, что в свое время планеты Солнечной системы были «засеяны» именно тем, а не другим исходным материалом, который, эволюционируя на Земле, привел к появлению Разума.

      В наши дни специалисты по экзобиологии изучают возможность транспортировки «спор»  жизни по космическому пространству в условиях сверхнизких температур и подверженности всевозможным излучениям. Как показали эксперименты, при благоприятных условиях замораживания, в дальнейшем  «оживают» более половины даже человеческих яйцеклеток.

     В 1985г. в журнале «Nature» сообщалось, что космическая переброска «спор» вполне возможна, если они будут «упакованы» в неком теле, состоящем из воды, метана, аммиака и окиси углерода. А ведь эти тела  известны с древних времен. Естественно это кометы и результаты их распада – метеориты и космическая пыль. Что же касается скорости передвижения «спор» в космическом пространстве, то, согласно расчетам известного астрофизика К.Сагана, от Земли до Марса, например, они под воздействием светового давления Солнца (солнечного ветра) могут долететь всего за несколько недель.

     Дискуссии в научном мире по поводу «спор» жизни из космоса с новой силой возобновились в 1996-1997гг. после эффектного появления и исследования в эти годы двух ярких комет – Хиакутаке и Хейла-Боппа. Многие ученые при этом уже совершенно убежденно заявляли, что «кометы фактически несут ответственность за жизнь на Земле».

     В 1997г. английские астрофизики Ф.Хойл и Ч.Викрамасингх опубликовали проведенный ими анализ статистических данных о глобальных инфекционных заболеваниях последних столетий и выдвинули в связи с этим интересное предположение об их в ряде случаев космическом происхождении; о занесении кометами некоторых вирусов и микробов в биосферу Земли, вызвавших, например, в прошлом веке синхронные эпидемии у якутов (на Севере) и южноафриканцев (на Юге). Проще говоря, Земля, по мнению большинства современных ученых, была много миллиардов лет назад, просто «заражена» жизнью.

     Сейчас уже с полным основанием можно утверждать, что теория панспермии С.Аррениуса получила основательное фактическое подтверждение. По этому поводу «Нью-Йорк таймс» писала: «Ученые полагают, что Земля и другие планеты (изначально) засеивались из Космоса строительными кирпичиками жизни». Вопрос в другом, как эти кирпичики в виде белковых «полуфабрикатов» и простейших организмов смогли на той или иной планете (или их спутниках) продолжить свою эволюцию дальше и на каком этапе развития они остановились.

  

 

<<< Титульный

 

 

<<< Назад

 

Далее  >>>

 

 

Сайт управляется системой uCoz